Всем привет!
Несколько мыслей к «литературному анализу» текста музыкальной зарисовки – читала вас в последнее время урывками, но мысли вокруг прочитанного крутились в голове и вот сейчас попробую их сформулировать…
Владимир Набоков видел буквы цветными. Он необыкновенно вкусно описал это в «Других берегах» - книга, которая меня потрясла более всех других не только у Набокова, но и вообще среди всего прочитанного – точнее не потрясла, а проникла, впиталась, вросла в меня так, как будто это не его, а мои собственные воспоминания – цветными картинами, даже снами… Его книги, как картины, и я их по сути не читала, а смотрела, и в памяти остался не столько событийный ряд, сколько образы и эмоции в красках…
И очень похожее восприятие у меня творчества Саши - даже когда он просто исполняет чужие песни, как на Голосе, в бОльшей степени, когда мы видим и слышим его аранжировки и музыкальные миксы, и уж совсем это ярко проявляется, когда он исполняет полностью свое… Мне кажется, что слова он воспринимает прежде всего как звуки, слышит и ощущает музыку слова, а его смысл –это канва, по которой он выписывает текст так, чтобы он вплелся в общую композицию звучанием одной из партий – как и для каждого из инструментов в аранжировке… А язык русский богат, как у слова есть разные смыслы, так и для передачи определенного смысла, и тем более ощущения, есть много разных слов. Те, кто пишет только тексты, им проще, они создают произведение в определенной плоскости – как технарь, я вижу это примерно как в системе координат с осями X иY – сложные, красивые узоры и линии, смыслы, эмоции, окраска – как картина на холсте. А когда к тексту добавляется звукоряд – музыка или даже художественное актерское чтение – картина приобретает объем и многомерность… И когда музыка первична, она рождается у музыканта и ее нужно наполнить текстовым содержанием – это для музыканта превращается в задачу крайне сложную, потому, что он уже в музыке слышит и чувствует эмоциональное содержание, а когда еще и сам это поет, то звуки партитуры голоса важнее иногда общепринятого литературного построения фразы… Думаю, что он вписывает в музыку прежде всего не тексты, а звуки… И я воспринимаю Сашино пение эмоционально, логическое восприятие почти выключено – поэтому ни в одной из его трактовок, включая пресловутых Крадителей, меня ошибки в текстах, как и само текстовое содержание не цепляют – да я и не слышу их особо…
Ассоциативные тексты часто используют в авторской песне – я как-то приводила на ФПК (где писала крайне редко) как раз в разгар очередного литературного анализа, текст песни Человеческая комедия – текст состоит из одних существительных – чистый ассоциативный ряд!
Человеческая комедия инженерный вариант
Музыка Григория Гладкова
Слова О. Молоткова
Мама, сказка, каша, кошка,
Книжка, яркая обложка,
Буратино, Карабас,
Ранец, школа, первый класс.
Грязь в тетради, тройка, двойка,
Папа, крик, головомойка.
Лето, труд, река, солома,
Осень, сбор металлолома.
Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом,
Гоголь и Наполеон.
Менделеев, Герострат,
Бал прощальный, аттестат.
Институт, экзамен, нервы,
Конкурс, лекция, курс первый.
Тренировки, семинары,
Песни, танцы, тары-бары.
Прочность знаний, чет-нечет,
Радость, сессия, зачет.
Стройотряд, жара, работа,
Культпоход, газета, фото.
Общежитье, взятка-мизер,
Кинотеатр, телевизор.
Карандаш, лопата, лом,
Пятый курс, проект, диплом.
Лето, море, пароход,
По Кавказу турпоход.
Кульман, шеф, конец квартала,
Цех, участок, план по валу.
ЖСК, гараж, квартира,
Теща, юмор и сатира.
Детский сад, велосипед,
Карты, шахматы, сосед.
Сердце, печень, лишний вес,
Возраст, пенсия, собес.
Юбилей, часы, награда,
Речи, памятник, ограда.
Думаю, что не надо тут писать, что все это только мое лично мнение, восприятие и ассоциации – это и так понятно. Я по натуре больше музыкант, чем писатель) - всю жизнь люблю и пою авторскую песню, фолк, романсы - именно в этих жанрах вижу наибольшее соответствие музыки и содержания, и мне это ближе. Уже писала и еще раз повторю, что если пытаться отнести творчество Саши к какому-то жанру, то для меня это актерское исполнение авторской песни.
И еще один образ, навеянный нашими тут долгими дискуссиями и анализом на тему музыкальных зарисовок и собственных Сашиных песен – они как канва – сложная основа, наполненная туманными эмоциональными ассоциациями – и эта канва дает всем нам очень благодатную почву и возможность вышивать на ней своими, у каждого особенными цветными нитками, чтобы наполнить ее содержанием для себя и под свое восприятие – такой вот у нас творческий катализатор! Что-то из того, что он вложил в музыку, мы вероятно чувствуем также, как и он, что-то по-другому, в силу своего восприятия, предпочтений и опыта, поэтому и отзывы такие разные, но канва-то одна – вот и возникает единочувствование и яркий спектр похожих более или менее ощущений, которыми так интересно делиться).