Недавно, фикус выкладывал строчки из Сашиных песен. Вижу напечатанные строки, слежу за ними глазами, а на самом деле слышу их, они звучат голосом Саши и никак иначе. И вижу я не строчки, а его самого: его лицо, когда он это поет, его линию тела, взмахи рук, напряженную шею, взгляд в зал, так это мощно и красиво…
И если уж исполнение производит такое потрясающее впечатление, то какой же ценой, нервами и кровью они создавались? Какой за этим труд?..
Но чтобы отдавать, надо это иметь, а ещё раньше надо обладать способностью, это брать, копить, впитывать, везде, всегда, и ото всех.
Очень часто у него про уход. Но это же, как мне кажется, от серьезности отношения к жизни, от могучей жажды ее... Беда ведь тоже способ познания, не заменимый ничем.
Над многими песнями его и думать, и думать надо, работать, сразу они даются далеко не всегда. Слушаешь его песни, или стихи, и такое ощущение, будто разыгрывает он шахматную партию, в которой делает такие ходы, что после каждого хода, хочется поставить восклицательный знак.
Его песни дело не шуточное, не хобби, не карьера, они как судьба.
Сколько сейчас песен во всем мире? Но сколько песен настоящих, чистых?
Сколько певцов гладких, сытых, выхоленных, самодовольных «булочек». Сколько их, не отличимых друг от друга, как близнецы однояйцевые?
От песен Саши каждый, наверное, ну хоть на миг, становился тревожнее, умнее, каждый очеловечивается. Его песни очень ранят, и ранят больно, но ведь в них нет злобы, злорадства по поводу наших бед.
Песни его не просто слушаешь, их, словно пьёшь, пьянея, хмелея, и вдруг трезвеешь от беспощадного вопроса в лоб, вопроса неотразимого, без обиняков всяких: а как жить дальше? Жить, а не просто быть пользователем. Но ведь это (пробуждение) и есть непременный знак настоящего искусства. Конечно, время произведет свой отбор, свою прополку. Но я убеждена, что часть его песен войдет в память, и надолго.
А кто знает, может, спустя десятилетия их откроют, услышат, прочтут новые люди и удивятся и найдут такое, что нам сегодня и невдомёк.
Но всё-таки им, будущим, не дано то, что было дано нам. Память о мощных вспышках, подъёмах душ. В своё время, его, словно кто-то запустил живым метеором в Голосе, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, страстно желая одного единственного, не взять, отдать, одарить.
Много людей обрели в нем «свой голос», много родных ему по духу людей, а через него, и между собой родных. Людей, которых специально за ним никто не зазывал, но которых собрало настоящее искусство, настоящий талант. И он (талант) никуда не исчез, он в нём.
Нет, тут не всё так просто, что-то есть тут чрезвычайно серьезное, мимо чего пройти мы не имели права. Тут, если угодно, знак для нас для всех. Что-то тут сошлось, срослось душевно, нерасторжимо, что-то взаимно угадалось, узналось, узналось любовно и больно. Тут доверие настоящее, а что может быть труднее и прекраснее? Не купишь, не подделаешь, как и любовь настоящую. Доверие людей к своему поэту-певцу-артисту, который поймет тебя, выразит. Что выразит? Что поймет? Беду. Извечную тоску по правде. Жажду бескорыстия и безоглядности, самоотверженности, неподдельности.
И что значат все наши слова, все самые умные наблюдения, суждения о стезе Саши, по сравнению с непосредственно живым воздействием живого, творящего, поющего Саши на сцене? И надо видеть, как смотрят на него зрители в зале, когда он поет. Тоже чудо. Это истинное восхищение, перед которым всё меркнет.
Безусловно, Саша, очень своеобразное явление не только в искусстве, но мне кажется, и просто в нашей жизни.
Сейчас смотрела "Голос 8" услышала S.O.S., я даже не смогла слушать, всё не то, всё не так, даже близко не стояло. Вот меня и прорвало.
И снова, как и пять лет назад, звучит во мне его голос… те песни, которые я услышала в исполнении Саши, даже каверы, навсегда будут звучать в моей голове только его голосом, не спрятаться, не скрыться...